20 дек 2021
Страницы Коммунальное государственное учреждение «Амангельдинская общеобразовательная школа отдела образования Карасуского района» Управления образования акимата Костанайской области

Воспитательная работа

Название Скачать
1  Воспитательная работа pdf

Воспитательная работа 2022-2023 учебный год

Воспитательная работа школы осуществляется в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год.

Тема школы:

«Непрерывное экологическое образование и воспитание учащихся в образовательном пространстве школы  в условиях обновленного содержания образования»

Цели школы

  1. Развивать экологическую культуру личности через урочную и внеурочную деятельность, вовлекать в исследовательскую деятельность, воспитывать творческую, социально-активную личность, понимающую законы природы и бережно к ней относящуюся.
  2. Воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формировать личность, готовую к определению своего места в преобразовании окружающего мира, способную к активной жизни, труду, творчеству, саморазвитию.
  3. Формировать у учащихся школы глобальные компетенции, устойчивые познавательные интересы, развивать самостоятельность мышления через исследование в практике учителя.
  4. Обеспечивать уровень образования, соответствующий современным требованиям за счёт индивидуального подхода, реализовать право каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.
  5. Включать каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников учебного процесса.

Принципы, соблюдаемые в деятельности школы

принцип системного подхода;

принцип личностно-ориентированного подхода;

принцип творческо-исследовательской направленности;

принцип экологического воспитания.

Задачи школы:

  1. Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук.
  2. Создать комфортную образовательную среду на основе индивидуальной работы с обучающимися, сформировать у них навыки самоконтроля как средства развития личности.
  3. Способствовать развитию патриотической, нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
  4. Обновить содержание экологического образования и технологий обучения в школе, усовершенствовать активные образовательные практики с использованием технологической среды экологической направленности.
  5. Совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
  6. Определить единые подходы к моделированию и проектированию эффективного урока.
  7. Улучшения качества преподавания и обучения через совершенствование методики преподавания и внедрения в практику урока исследования и исследования в действии.

Приоритетные направления работы школы:

  1. Развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования.
  2. Создание эколого-развивающей среды для формирования экологической культуры и творческих способностей обучающихся.
  3. Работа по развитию одарённости и адаптивных возможностей учеников.
  4. Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования.
  5. Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
  6. Способствовать повышению качества проведения учебных занятий.

Приоритетом при организации воспитательной работы является доброжелательное отношение, уважение и доверие к личности ребенка, обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации.

        Руководствуясь инструктивно методическим письмом на 2022-2023 учебный год.

Система   образования   развивается   согласно   Национальному   проекту

«Качественное образование «Образованная нация», утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года

№ 726.

Задача каждой организации образования – создание образовательной среды, благоприятной для гармоничного становления и развития личности обучающегося, который ориентирован на национальные и общечеловеческие ценности, обладает навыками функциональной грамотности и может быть конкурентоспособным в окружающей его действительности.

В 2022-2023   учебном   году   организации   образования               выполняют следующие задачи:

  • обеспечение доступности качественного образования обучающимся;
  • восполнение знаний у обучающихся;
  • обеспечение безопасной и комфортной среды обучения;
  • оснащение цифровой инфраструктурой и ресурсами;
  • обеспечение инклюзивной среды обучения.

Реализация воспитательной работы в организациях образования

В настоящем разделе актуализированы способы организации воспитательной работы в новом учебном году с учетом нормативных правовых документов, регламентирующих организацию воспитательной работы в организациях среднего образования. Приоритетами при организации учебно- воспитательного процесса являются обеспечение благополучия обучающихся, уважение и доверие к личности ребенка, обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации.

Воспитательная работа в 2022-2023 учебном году реализуется в рамках Концептуальных основ воспитания личности, базовой идеей которого признается национальный образ гармонично развитого человека, воплощенный в духовном наследии Абая «Толық адам». Личностные атрибуты «Толық адам» интегрируют существующие ценности и приоритеты, определенные в государственных общеобязательных стандартах образования, программных статьях Главы государства «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» и «Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан» и других концепциях для обеспечения единого системного подхода к воспитанию личности.

При организации воспитательной работы в 2022/2023 учебном году включили в план библиотеки мероприятия 150-летие Ахмета Байтурсынулы, 100-летие Розы Баглановой, 355-летие Казыбек би, 125-летие Мухтара Ауэзова, 110- летие Динмухамеда Кунаева, а также 30-летию принятия государственных символов Казахстана

В настоящее время единство обучения и воспитания реализуется через ценностно-ориентированный подход, который лежит в основе государственных общеобязательных стандартов образования и прослеживается многоуровневой системе ожидаемых результатов. Вместе с тем реализация ценностно-ориентированного подхода предполагает, что педагоги интегрируют элементы программы духовно-нравственного образования в содержание занятий по всем учебным предметам на всех уровнях образования как обязательный воспитательный компонент.

Благоприятная образовательная среда определяется качеством взаимоотношений педагогов, обучающихся, родителей, администрации и персонала школы. Важно культивировать уважительное отношение в сообществе школы друг к другу через:

  • обращение к педагогу «мұғалім» или по имени и отчеству;
  • обращение педагога к обучающемуся строго по имени;
  • обращение педагогов к друг другу по имени и отчеству.

Казахская пословица гласит: «Сәлем – сөздің анасы». Важно прививать привычку доброжелательного приветствия среди обучающихся и педагогов используя слова «Қайырлы таң!», «Қайырлы күн!», «Қайырлы кеш!», «Сау болыңыз!», «Сау бол!».

Предлагаются следующие меры по предотвращению буллинга/ кибербуллинга в организациях образования:

  • общешкольный подход, направленный на всех обучающихся, их родителей и работников школы, включая администрацию, учителей и обслуживающий персонал. Системная профилактика требует изменения культуры всей школы, а не (в дополнение к) фокусирования на поведении отдельных лиц или групп, фактически вовлеченных в инциденты буллинга.
  • развитие позитивных взаимоотношений среди обучающихся;
  • поддерживающее отношение со стороны педагогов;
  • популяризация позитивного родительства для родителей обучающихся.

Одним из способов разрешения конфликтных ситуаций и конструктивного диалога среди участников образовательного процесса  является служба медиации. Медиация, в которой участвуют обучающиеся, может стать достаточно эффективным методом управления межличностными конфликтами в организации образования. Продуктивно налаженная работа службы школьной медиации позволит не только сделать школу безопасным пространством, но и решить важные воспитательные и профилактические задачи по становлению социальной ответственности подрастающего поколения.

Проектирование комфортного пространства школы имеет значительное влияние на вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, академические достижения, посещаемость, поведенческие паттерны, а также на социально-эмоциональное самочувствие детей, так как они проводят большинство своей жизни именно в стенах школы. Вместе с тем необходимо обеспечить комфортные условия для благополучия педагогов через организацию пространств для учительских кабинетов, уголков для работы педагогов во внеурочное время.

При оформлении кабинеты не должны нагружаться излишним оформлением и несоответствующей атрибутикой.

В соответствии с Правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденные приказом МЗ РК № ҚР ДСМ-76 от 5 августа 2021 года, продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных организаций составляет не менее 5 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после второго и четвертого уроков устраивать две перемены по 15 минут каждая.

Перемены проводят при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

Между сменами предусматривают перерыв продолжительностью не менее 40 минут для проведения влажной уборки и проветривания.

Максимально допустимое количество занятий в предшкольных классах – не более четырех продолжительностью 25 – 30 минут. Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут.

В 1 классах рекомендуется продлить перемены для содержательного отдыха и физминуток, чтобы обучающиеся могли отдохнуть и подготовиться на следующий урок.

В 2022-2023 учебном году в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («мода на чтение») среди обучающихся продолжается проект

«Читающая школа». Проект направлен на повышение читательской компетентности, уровня культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство, продолжение участия школьников в международных исследованиях по читательской грамотности и привлечение родителей к мероприятиям для реализации проекта по формированию единого читательского сообщества.

На сайте школы публикуются запланированные мероприятия по активизации чтения детей и подростков. Запланирована «Читающая пятница» чтение книг в перерывах между уроками. Имеются  уголки чтения «Буккроссинг» по кюар кодам.

В воспитательной системе школы созданы благоприятные условия для организации разнообразных форм внеурочной деятельности, что в совокупности обеспечивает реализацию духовно-нравственного, гражданско- патриотического, художественно-эстетического, трудового и физического воспитания обучающихся. В рамках внеучебной деятельности  реализованы следующие проекты:

  • «Читающая школа»
  • Проект «Семья – школа»
  • «Организация психологической службы и школьных служб примирения»

Реализация данных проектов  расширяетпотенциалвоспитательного,жизненногопространстваобучающихся,реализовываетактуальныепотребностииспособностиличности.

Сегодня успешными формами организации внеучебной деятельности являются дебатное движение «Оратор», школьный парламент, детские сообщества «Жас Ұлан», «Жас Қыран».

Составляющей частью организации внеучебной деятельности являются общешкольные мероприятия. Идейно-ценностное содержание общешкольных мероприятий ориентируется на потребности обучающихся, особенности школы, а также на принципы государственной политики. При проведении общешкольных мероприятий важно культивировать уважительное отношение к государственным символам.

Общешкольные мероприятия включают в себя:

  • мероприятия, связанные   с   государственными   и              национальными праздниками;
  • мероприятия, посвященные памятным датам и значимым событиям в стране;
  • торжественные мероприятия,   посвященные    началу,              окончанию учебного года;
  • церемонии награждения обучающихся и педагогов за достижения в олимпиадах, спортивных и творческих конкурсах и соревнованиях;
  • флешмоб акции,   организуемые   по   инициативе   обучающихся              и педагогов;
  • мероприятия, посвященные социальным и благотворительным проектам в школе;
  • мероприятия, проводимые совместно с семьями и партнерами школы;
  • выездные мероприятия с участием обучающихся и педагогов. Требования к проведению общешкольных торжественных мероприятий:
  • при проведении мероприятий не запускать шары, голубей в небо;

 

  • все общешкольные мероприятия проводятся на бесплатной основе, только силами школы, не привлекая различные компании;
  • особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, уважению к госсимволам.

Одной из форм организации внеучебной деятельности является школьные   кружки и секции . Школьный  театральный кружок «Фантазия» способствуют раскрытию творческого потенциала обучающихся и привитию эстетического вкуса. Принимая участие в подготовке и постановке различных спектаклей, обучающиеся имеют возможность глубже изучить литературные произведения, проявить креативность при создании костюмов, а также развить социально- эмоциональные навыки такие как эмпатия, сотрудничество, эмоциональный интеллект. Школьный кружок «Турестята» способствует развитию навыков бережного отношения к природе, животным растениям, ориентировка на местности, поведения ТБ на водоеме.

Вместе с тем современная школа осуществляет поиск инновационных методов, форм, моделей организации внеучебной деятельности в воспитательный процесс таких как:

  • благотворительные социальные проекты;
  • экскурсии в культурные достопримечательности страны;
  • встречи в формате Tedх;(выступление не меньше 18 минут)
  • встречи с приглашенными гостями в целях профориентации;
  • защита стартап-проектов;
  • организация школьной газеты;

Взаимодействие школы и семьи.

Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребенка, развития его индивидуальности.

При взаимодействии школы и родителей необходимо сотрудничество в интересах детей. Запланированы проведение в онлайн- и офлайн-форматах родительские собрания для родителей,  тренинги, спортивные мероприятия.

В рамках реализации нового формата взаимодействия школы и родителей определены следующие уровни направления работы с родительской общественностью:

  • индивидуальные (педконсилиум, беседа, консультация, полное информирование родителей о ребенке);
  • групповые (взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами);
  • коллективные (дни открытых дверей; «круглые столы»; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; родительские недели).

Одной из главных задач в организации взаимоотношений семьи и школы является формирование у родителей правильного понимания своей роли в воспитании детей, необходимости участия в образовательном процессе школы и класса.

Новое содержание работы по организации формата взаимодействия школы и родителей предусматривает:

  • полное вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка;
  • ознакомление родителей    с     методами     воспитания,                этапами физиологического и психологического развития детей;
  • совместную работа родителей  с   детьми   (кружки,  секции,             клубы, тренинги, поездки);
  • совместное оценивание уровня воспитанности детей;
  • участие родителей в школьном самоуправлении.

Для родителей очень важно показать детям правильное направление при выборе профессии, прививать уважение к труду, стремление к знаниям и любовь к своей стране. Педагогам необходимо проводить с родителями разъяснительную и воспитательную работу по вопросу выбора профессии ребенком.

Реализация проекта «Один день из жизни школы» с участием родителей, общественности, неправительственных организаций окажет содействие по взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса, учитывая потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, приобщая их к жизни школы, класса, ребенка.

Проект «Семья – школа» направлен на совершенствование воспитательного потенциала семьи, методической практики педагогов по

семейному воспитанию и продуктивному взаимодействию с родителями обучающихся в организациях образования Республики Казахстан.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется через индивидуальные беседы педагогов и родителей, электронный журнал, телефонный разговор, переписку, индивидуальные консультации, открытые уроки, дни открытых дверей, внеклассные мероприятия (совместные с родителями праздники, экскурсии, поездки, походы), оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации).

Для повышения уровня владения государственным языком обучающихся рекомендуется проводить дополнительные внеклассные мероприятия преимущественно на государственном языке.

Работа с родителями проводится в следующих направлениях:

  • Анализ учебных достижений учащихся.
  • Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Предметом разговора здесь могут быть отношения обучающихся, внешний вид и другие вопросы.
  • Психолого-педагогическое просвещение.
  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и

др.).

Вместе с тем можно вовлечь семьи в проект по семейному чтению: клубы молодой семьи, развивающие клубы для родителей и детей. Цель семейного читательского клуба – пробудить у обучающихся и их родителей интерес к совместному чтению и творчеству. Задачами клуба являются воспитание любви к чтению; воспитание информационной культуры; внедрение нестандартных форм привлечения к книге; повышение роли семьи в учебном процессе.

Особую роль в создании благоприятной образовательной среды играет классный руководитель. Классный руководитель регулярно проводит классные часы и индивидуальные встречи с обучающимися. Классные часы являются важной частью содержания образования. При разработке планов классных часов важно ориентироваться на индивидуальные потребности и интересы обучающихся. Формами проведения тематических классных часов могут быть:

  • беседа на определенную тему
  • дискуссия, диспут, дебаты
  • ролевые игры
  • тематическая лекция
  • классное собрание
  • час общения
  • игры-путешествия
  • тренинги
  • конференции
  • мастер-классы
  • театральные постановки

Во время классных часов классный руководитель может инициировать разработку общих норм и правил класса совместно с обучающимися. Согласно современным исследованиям, именно совместное обсуждение и согласование общих норм поведения приводит к их ответственному соблюдению.

Непрерывное развитие педагога в области воспитания предполагает совместное обсуждение, рефлексию и изучение проблем формирования ценностей в рамках методических объединений в школе. Для педагога важно непрерывное совершенствование и поиск эффективных технологий обучения как «перевернутый класс», сторителлинг, театральная педагогика в целях поощрения творческой проектной деятельности, командной работы, взаимообучения среди сверстников (peer learning) для достижения образовательных целей. Вместе с тем педагогам важно уметь культивировать психологическую установку на рост, уверенность в себе, настойчивость в достижении цели и адекватную самооценку у обучающихся в учебно- воспитательном процессе.

Управление воспитательной системой школы.

Воспитательная система школы не задается «сверху», а создается усилиями всех участников образовательного процесса. Каждая школа, учитывая свою роль в местном сообществе, определяет свою миссию и стратегию развития, а также разрабатывает план воспитательной работы. План строится вокруг системообразующей деятельности, которая должна отражать интересы и потребности обучающихся, а также социально-экономические и культурные особенности региона, в котором расположена школа.

Заместитель директора, курирующий воспитательную работу, выстраивает эффективное сотрудничество с педагогами, родителями, обучающимися, социальными партнерами школы; координирует организацию внеучебной деятельности и профориентацию обучающихся. Вместе с тем он координирует деятельность классных руководителей, проводит мониторинг, оказывает методическую поддержку и обеспечивает качественную обратную связь, а также оказывает содействие классным руководителям в разработке плана воспитательной работы на неделю, месяц и год.

Организация психологической службы в организациях образования

В современной системе образования психологическая служба стала необходимой составляющей. Педагогами-психологами проводятся такие виды работ: реабилитация, коррекция обучающихся и другая медико-психолого- педагогическая поддержка и помощь.

Цель психологической службы – обеспечение психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса

Основным средством достижения цели является создание и поддержание в образовательной организации психологических условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие каждого обучающегося.

Направления деятельности психологического образования: эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития личности с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей участников образовательного процесса, интеграция направлений личностного, культурного, социального и профессионального развития в пространство всех уровней образования.

Основные функции педагога-психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическая реабилитация и социально-психологическая адаптация.

В помощь учителям разработаны методические рекомендации «Разработка индикаторов для оценки школьного климата в среднем образовании», «Охрана репродуктивного здоровья и безопасного поведения школьников», которые размещены на сайте uba.edu.kz НАО им. И. Алтынсарина.

Социальная деятельность в организациях образования

На основе Законов Республики Казахстан «О правах ребенка», «О браке и семье», «Об образовании», защита прав и интересов ребенка в школе формируется по следующим направлениям:

  • соблюдение законодательства  Республики   Казахстан   о   правах и законных интересах детей;
  • консультации, тренинги,   диагностическая   работа   для родителей, учащихся, учителей школ;
  • создание социальных   условий   для   качественного   образования и правильного воспитания детей;
  • проведение работы по профилактике социального сиротства;
  • организация детского досуга;

 

  • поддерживание тесной связи с соответствующими ведомствами (Департамент занятости и социальных программ, Комитет по защите прав детей, здравоохранения, опеки и попечительства, Комиссия по защите прав несовершеннолетних).

Социальный педагог оказывает социально-педагогическую помощь семье и детям через создание условий для всестороннего психологического развития ребенка, устранение негативного отношения к воспитанию, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, выявление причин нарушения развития личности ребенка, проведение профилактических мероприятий, обеспечение высокой психологической, правовой квалификации педагогов и детей через пропагандистскую работу.

Организация    деятельности    самоуправления     обучающихся в организациях образования

В школах возникают проблемы, которые имеют альтернативные варианты решения. Есть возможность решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления. Самый простой способ создания в школе системы ученического самоуправления – это, не дожидаясь «активизации» обучающихся, определить круг проблем, который школьная администрация не будет решать без совета с представителями школьников.

Инновационная система школьного самоуправления должна в своей основе иметь программу здорового образа жизни как многоуровневую систему отношений человека и окружающего мира, способствовать поэтапному формированию по универсальным закономерностям и алгоритму наиболее эффективной направленности развития, создание человеком комплекса прямых и обратных причинных связей.

Одна из основных задач инновационной системы самоуправления – способствовать через индивидуальные и коллективные формы творчества воспитанию в человеке основных качеств: ответственности, доброй воли и сопричастности.

Уровни школьного самоуправления

Структура самоуправления в школе трехуровневая:

  • уровень. Самоуправление в классах: классное собрание, актив класса, рабочие сектора.
  • уровень. Школьное самоуправление: актив школы. 3-уровень.
  1. Общешкольное ученическое самоуправление: Совет старшеклассников.
  2. Общешкольное самоуправление: совет школы: обучающиеся, родители, учителя.

 

Организация работы попечительского совета

Цели Попечительского совета:

  • содействие организации    образования,    выполнение                 утвержденных уставных функций;
  • создание необходимых    условий    для    обучающихся    и                 педагогов образовательной организации;
  • оказание финансовой поддержки организациям образования, укрепление материально-технической базы;
  • содействие дальнейшему развитию образовательной организации.

Деятельность          попечительского   совета   регламентируется «Типовыми правилами организации работы Попечительского совета и порядок его избрания в организациях образования», разработанными в соответствии с пунктом 9 статьи 44 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании". Попечительский совет взаимодействует с администрацией организации образования, родительским комитетом, местными исполнительными органами, заинтересованными государственными органами и иными физическими и/или юридическими лицами.

Новости
Полезные информационные ресурсы